• Воронежская матрёшка
  • Уроки деда Василия (музей В.М. Пескова)



  • Воронежская матрёшка

    В этом году я побывала на выставке, где народный мастер Воронежской области Евгения Афанасенко рассказала историю и этапы создания воронежской матрёшки. Было интересно узнать, что воронежская матрёшка отличается от других матрёшек формой и росписью. И я рада, что наша семейная небольшая коллекция матрёшек и матанечек пополнилась работами мастера Евгении Николаевны Афанасенко.
    Создательницей воронежской матрёшки считаются Елена Геннадиевна Матвеева. Она окончила курсы народного декоративно-прикладного искусства в мастерской заслуженного художника Российской Федерации Пономарёва Петра Денисовича.
    Воронежская матрешка была создана в 1969 году. Елена Геннадиевна случайно увидела бракованную деревянную заготовку яйцевидной формы и решила ее расписать. Эта форма полюбилась художнице, и она вместе со своим мужем-токарем занялась изготовлением матрешек.
    Наряжены куклы в народный воронежский костюм с основными его элементами-узорами: в рубаху с закруглёнными рукавами и красный барановский платок. Чёрная понёва (юбка) матрёшки, прорисованная красными линиями, образующими клетки, символизирует чернозём и земельные наделы. У Елены Геннадиевны за 40 лет не появлялось даже двух одинаковых матрёшек.
    Одна из самых уникальных композиций мастерицы — «Свадьба», состоящая из семи различных игрушек, олицетворяющих семь ключевых фигур на свадьбе: сваха, жених, невеста, отец невесты, мать жениха, дружка — товарищ жениха, подружка невесты. В 1996 году «Свадьба» вошла в число 30 лучших работ на конкурсе «Моя Россия... Мой мир», организованном ООН. Композиция «Свадьба» и мне очень понравилась и больше всего запомнилась.
    Матрёшки Матвеевой находятся в краеведческом музее Воронежа, в музее старины Воронежского государственного университета и в частных коллекциях России и зарубежья.
    В настоящее время Елена Геннадьевна не занимается росписью матрешек, но активно участвует в мастер-классах и обучающих лекциях. Своё дело она передала своей ученице. Жительница Семилукского района Евгения Афанасенко вместе с мужем продолжила работу над воронежским символом и даже придумала свою оригинальную куклу – Матанечку.




    Курапова Анна, 2А




    Уроки деда Василия (музей В.М. Пескова)

    Побывать на празднике в честь Бобра, Добра и Леса мне захотелось сразу, как только я об этом узнал. А вот кто такой дед Василий и какие он может преподать уроки, догадался не сразу. Сначала показалось, что мероприятие под таким названием рассчитано на детей дошкольного возраста.
    Все точки над «и» расставила встреча с заведующей музея Василия Михайловича Пескова Наталией Юрьевной Хлызовой. От неё мы узнали много интересного об этом замечательном человеке. Обо всем по порядку
    Территория Воронежского биосферного заповедника насквозь пронизана «бобром и добром». Закономерно, что здесь работали и работают «добрые» люди, посвятившие свою жизнь служению природе.
    Таким человеком был Василий Михайлович Песков. Он родился 14 марта 1930 года в селе Орлово неподалеку от заповедника. Примечательно, что его дед Волохин Павел Константинович был героем Первой мировой войны, полным Георгиевским кавалером. Именно благодаря ему в доме Песковых появилась швейная машинка, сегодня – экспонат музея. Этот предмет быта объединил несколько поколений семьи и помог выжить в непростые для них времена.
    Пескову было 11 лет, когда началась война. Он своими глазами увидел боль и страдания русского народа, смог на себе ощутить тяготы военного времени и узнать цену маленького кусочка хлеба.
    После войны поступил в школу киномехаников. Об этом событии напоминает мемориальная доска, установленная 14 марта 2017 года на фасаде промышленно-гуманитарного колледжа (г. Воронеж, проспект Революции, 20), в прошлом здании школы киномехаников, где обучался Василий Михайлович в 1946-1947 годах.
    Песков увлекался фотографией. Однажды в поезде совершенно случайный попутчик увидел его снимки. Этим попутчиком оказался главный редактор газеты «Молодой коммунар» Борис Иванович Стукалин. Борис Иванович оценил мастерство молодого человека и обратил внимание на то, как последний подписывает свои фотографии, попросил попробовать что-нибудь написать. Для того чтобы написать свой самый первый рассказ «Апрель в лесу» , Василий Михайлович приехал в заповедник. Писал целую ночь напролёт, став единым целым с природой. Рассказ получился очень удачным. Это был дебют известного теперь на всю страну журналиста-писателя.
    Воронежский заповедник распахнул для Василия Михайловича «окно в природу», эта тема стала главной темой журналиста, телеведущего, путешественника, фотографа Василия Михайловича Пескова. Чтобы писать о природе, мало увидеть – нужно всмотреться, мало услышать – нужно вслушаться. Все это умел сделать Василий Михайлович.
    Став штатным корреспондентом «Молодого коммунара», он отправил несколько своих статей в газету «Комсомольская правда». Его пригласили в Москву, с 1956 года Василий Песков – обозреватель в «Комсомольской правде» и автор постоянной рубрики «Окно в природу». С 1975 по 1990 год Василий Михайлович вел программу «В мире животных» совместно с Николаем Дроздовым.
    Василий Песков писал не только о природе, но и о людях. А чтобы писать о людях, нужно попытаться вместе с ними прожить и прочувствовать то, о чем они рассказывают. Василий Михайлович был замечательным собеседником. Наталия Юрьевна рассказала, что одному из посетителей музея довелось ехать с Песковым в поезде. Мужчина вспоминал, что на протяжении пяти часов Василий Михайлович рассказывал ему о волках. И это было очень интересно и ничуть не скучно.
    Василий Михайлович был первым, кто в апреле 1961 года сделал снимки и взял интервью у Юрия Гагарина. Наш экскурсовод неоднократно подчеркивала, что для всех, с кем общался В. М. Песков, он становился лучшим другом. Герой Советского Союза легендарный маршал Георгий Константинович Жуков свое последнее интервью дал именно Пескову. Маршал так сроднился с Василием Михайловичем, что подарил рыболовную блесну, которую собственноручно изготовил из пряжки солдатского ремня.
    Неудивительно, что Василий Михайлович нашел общий язык с семьей старообрядцев Лыковых. Лыковы – отшельники, сбежавшие в глухую тайгу в 30-х годах, в 1978 году их случайно обнаружили геологи. Семья не знала о том, что была война, что человек полетел в космос. Песков застал в живых только отца Карпа и его дочь Агафью. Невероятно, но эти люди, оторванные от цивилизации, умели читать и писать. В музее хранится письмо Агафьи Лыковой, некоторые предметы быта семьи-старообрядцев. В 1990 году вышла в печать документальная повесть В.М. Пескова о Лыковых – «Таежный тупик». Эта книга была переведена на многие языки.
    В музее можно увидеть карандаши и блокноты Василия Михайловича, его книги, фотографии. Все экспонаты музея подлинные. Здесь и главные реликвии – известная кепка и фотоаппарат Nikon.
    Большую часть своей жизни Василий Михайлович Песков прожил в Москве, но всегда возвращался сюда, на свою малую родину - село Орлово и заповедник: именно здесь он на всю жизнь открыл «окно в природу», чтобы потом объехать, обойти и облететь весь земной, даря нам удивительные снимки и замечательные очерки.



    Дронова Екатерина, Черных Кирилл, 9В